Развитие государственного и негосударственного финансового контроля

Действенная система финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает основной предпосылкой качественного преобразования процесса экономики в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Вместе с тем, работа органов финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с отсутствием целостной системы контроля за государственными финансами. «Сейчас финансовый контроль — это, скорее, набор госорганов, ведомств и служб, выполняющих определенные контрольные функции. Более 260 законов, указов, постановлений регулируют их контрольную деятельность, что не только не облегчает взаимоотношения между ними, но зачастую вносит элементы хаоса и дезорганизации» (Ляпунова Г. Деньги Всемирного Банка любят счет // Коммерсантъ. 2009. № 3.)

Кроме того, действия органов финансового контроля не скоординированы. Принципиальные полномочия по проведению проверок целевого и эффективного использования государственных средств ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная палата, финансово-надзорные органы Минфина Российской Федерации, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, повторяют друг друга. Все это не способствует улучшению инвестиционного климата в стране.

Фондом на стадии его создания было выбрано стратегическое направление развития государственного и негосударственного финансового контроля. Основной всему долгосрочному является научная база, поэтому фондом поддерживаются инициативы научно-исследовательских работ и выполнения инновационных проектов, в рамках которых разрабатываются теоретические предложения и практические рекомендации, позволяющие снизить остроту проблем финансового контроля на всех уровнях. Кроме того, в исследованиях предполагается сделать акцент на развитие всех видов негосударственного финансового контроля, а также показать их возрастающую роль в сфере финансовой безопасности.

Программа реализуется посредством:

  • выдачи грантов ученым или научным коллективам в размере 100 000 – 1 000 000 рублей;
  • участия в создании организаций, деятельность которых сосредоточена на негосударственном финансовом контроле;
  • организации мероприятия: конференций, круглых столов и семинаров по тематике.